Падая в обморок

Обзоры и рецензии
Примерно два года назад группа студентов из технологического института DigiPen в свободное от занятий время создала небольшой проект-игру, геймплей которого состоял в решении пространственных головоломок с помощью порталов. Такие задания являлись обязательной ежегодной задачей учащихся, и в тот раз на выставку было приглашено множество разработчиков. Волею судьбы проект Narbacular Drop привлек внимание людей из Valve, и вскоре вся команда выпускников влилась в число сотрудников компании. Они начали работу над Portal.

Главный персонаж — девушка, помещенная в изолированный экспериментально-игровой комплекс. Ее задача состоит в прохождении 19 уровней-головоломок, предназначенных для испытания революционной разработки компании Aperture Laboratories — специального ручного прибора, способного открывать пространственные порталы на любой ровной поверхности. Объяснить принцип действия этого устройства на пальцах довольно сложно, однако доступное обучение и постепенное усложнение задач позволяют игроку быстро вникнуть в суть. Основная цель- прохождение из точки А в точку В путем создания пары порталов, причем один из них является входом, а второй — выходом. По своему действию прибор напоминает обычное оружие, но вместо дыры в стене мы получаем небольшое отверстие, в которое можно не только проникать, но и заглядывать, наблюдая за происходящим по ту сторону выхода из портала. Создать правильную математическую и физическую модель такого перемещения довольно трудно, но новички из Valve с этим справились на «отлично». Простейшие переходы усложнены возможностью устанавливать порталы как на вертикальных стенах, так и на потолке, в полу и наклонных поверхностях. Попробуйте представить, что будет, если сделать выход в стене одной из комнат, а самому прыгнуть во входной портал, открытый в полу несколькими этажами ниже. Правильно, благодаря сохранению кинетической энергии мы с той же скоростью вылетим из стены, но направление движения будет уже горизонтальным, а не вертикальным. Игра плоскостей и скорости открывают огромные возможности перед создателями головоломок, поэтому с каждым уровнем мы станем сталкиваться со все более сложными конструкциями комнат, в которых будут применяться специальные транспортеры, защищенные от установки порталов стены, автоматические турели и закрывающиеся двери.

Радует то, что, сгенерировав интересную идею, разработчики не оставили без внимания остальные элементы геймплея. Сбалансированность и целостность игры поражает от самого начала до фантастических финальных титров, которые хочется посмотреть как минимум раз десять, после чего записать на диск и показывать всем знакомым. Своеобразная стилистика, четко соблюдаемые узнаваемые элементы — у Portal собственный дизайн, превосходный и оригинальный. Главную роль здесь играет одушевленный компьютер GLaDOS, имеющий глаза и уши в каждой комнате экспериментального комплекса. Стилизованный под генератор речи женский голос будет сопровождать главного героя на протяжении всей игры, и его фразы заставят на время забыть о головоломках, жадно ловя очередной бред в лучших традициях юмора Шекли или Лема. Абсурдные предупреждения об опасностях, неуклюжие попытки врать и сбивать с толку — благодаря GLaDOS Portal обладает непревзойденным обаянием и шармом. Конечно, оригинальный голос компьютера Aperture Laboratories наиболее аутентичен, а его русскоязычная версия от «Буки» все же немного хуже, да и предложения часто наезжают друг на друга, что встречалось и в другой игре Orange Box — Half-Life 2: Episode 2. Тем не менее фразы гениального AI в русском варианте, несмотря на некоторую вольность перевода, также доводят до слез и истерического смеха.

Уже давно ходили слухи, что сюжет Portal будет вписан во вселенную Half-Life, и это действительно так. Раскрывать все секреты я не хочу, поскольку большинство из вас пожелает самостоятельно пройти второй эпизод и Portal, но одно можно сказать точно — полученная из Orange Box информация не дает представления о том, что происходит в мире Half-Life, а лишь добавляет новых загадок, посему домыслы будут терзать нас вплоть до появления третьего эпизода. Тем не менее пищи для размышлений достаточно, хотя лично я уверен: Valve придумывает сюжет и развитие событий на ходу, потому сам Гейб Ньюэлл вряд ли знает, чем закончится вся эта катавасия. Вплетение Portal с ее Aperture Labs еще больше запутывает дело, так что в ближайшее время фанаты и онлайн-издания будут атаковать сотрудников Valve вопросом: «И как это понимать?»

Что касается оценки Portal, то не удивляйтесь — награда заслуженная. Игра проходится на одном дыхании, и наличие бонусных уровней — просто подарок. Судя по интервью, разработчики в принципе ждут от геймеров отзывов и пожеланий относительно многопользовательского режима и дополнительных карт, поэтому остается только скрестить пальцы и надеяться. А Valve получает здоровенную жирную «пятерку» в дневник за этот небольшой праздник и выпуск необычной игры наперекор мейнстриму. Будем надеяться, что хитрое продвижение оригинального проекта внутри коробки с популярными брендами Half-Life и Team Fortress позволит ему не затеряться среди кучи однообразных шутеров и стратегий. И еще... тортик — это ложь!

GamePlay (оригинал)

10 октября 2007 г.

Закладки

Чтобы добавить эту статью себе в закладки, нажмите на иконку соответствующего сервиса:

Добавить комментарий

Все поля обязательны к заполнению.