Portal

Обзоры и рецензии
Среди игровых журналистов и рядовых геймеров уже давно стало признаком хорошего тона ругать современные игры за вторичность, примитивизм, «отсутствие извилин» и все такое прочее. Порассуждать о «добрых старых временах», когда чуть ли не каждая игра была открытием и навечно отпечатывалась в памяти, особенно любят игроки со стажем — надо же как-то продемонстрировать свой статус аксакала тем, кто и не нюхивал ZX Spectrum, 286-е машины или NES.

Тем не менее в этих обвинениях есть не только желание выделиться, но и большая доля истины. Производство игр сейчас стоит дорого, а потому, чтобы оправдать себя, они должны быть понятны и приятны максимально широкому кругу людей — где уж тут думать о свежих идеях и нестандартном мышлении! Оригинальные решения, по большей части, живут совсем в другом мире — мире крохотных независимых команд, для которых интересные идеи важнее денег. Обычные игроки в этот мир заглядывают редко и почти ничего о нем не знают.

К счастью, в него иногда заглядывают продюсеры больших игровых компаний. И вот когда оригинальные идеи встречаются с большими деньгами и большими возможностями, результат просто поражает. Такого, господа «скептики», вы ни на каком NES'е не видели и не могли увидеть.

Маленькая гениальная игра

Что человеку нужно для счастья? Босая женщина вполне приятной наружности (одна штука), оранжевый и синий порталы (по одной шутке), познавший дзен искусственный разум со своеобразным чувством юмора (одна штука), платформы, турели, бассейны с подозрительной жидкостью, большие напольные кнопки, ящики и еще куча всякой техногенной всячины (много). И непременно чтобы техногенная всячина была сложена в причудливые комнаты, из которых, на первый взгляд, совершенно невозможно выбраться, — но только на первый.

Именно так: головоломки в Portal подобраны таким образом, чтобы лишь казаться неразрешимыми. На самом деле, как только проникаешься логикой использования «портальной пушки», все они решаются «с лету». Дырка здесь, дырка там, прыжок — и вот уже очередное «непреодолимое препятствие» позади. Прыжки, конечно, не единственное, что можно делать через порталы. Еще дозволяется пропускать чужие выстрелы и сгустки энергии, бросать предметы, всячески измываться над милыми беспомощными турелями и даже ставить новые порталы, наполовину высунувшись из старых. Все это создает приятнейшее ощущение всемогущества и невероятной мощи собственного интеллекта (обманчивое, конечно, но это тот случай, когда «сам обманываться рад»).

Этим Portal очень похож на Half-Life 2 (не зря, не зря они идут в одном комплекте!). И здесь и там перед игроком встают все новые и новые препятствия, а он проходит сквозь них, как нож сквозь масло, получая огромное удовольствие не только самого игрового процесса, но и от его высокого темпа.

Разница лишь в том, что Half-Life 2 за один подход вряд ли можно осилить, а вот Portal вполне реально проглотить за 4,5−5 часов. Потом, «на десерт», можно будет попробовать уровни с ограничением времени или с усложненными заданиями, но основная сюжетная линия как-то сама собой проходится сразу и на одном дыхании.

Дьявол из машины

Даже если бы разработчики ограничились новаторским геймплеем, игра заслуживала бы самой высокой оценки, однако Valve не была бы собой, не доведи она до совершенства и сюжетный аспект. История противостояния человека и машины не балует пространными описаниями и развесистыми диалогами. Не ждите «Войны и мира», здесь все подчинено духу минимализма. Искусственный интеллект GlaDOS (Genetic Lifeform and Disk Operating System) разговаривает мало, но он смачно, делая каждую фразу золотом — при том что абсолютно никаких человеческих интонаций в механическом голосе нет (а вот НЕчеловеческие — очень даже есть). Кстати, как показала русская озвучка, сыграть такое тоже трудно и не всем дано — так что проникаешься еще большим уважением к Эллен МакЛейн, озвучившей к тому же не только GlaDOS, но и диспетчера Комбайнов в Half-Life 2, и диктора в Team Fortress 2.

Возможно, не всем образ GlaDOS придется по душе: люди разные, каждый имеет свое представление о прекрасном, забавном и смешном, — но если уж он понравится, то это будет любовь до гроба. Особо хочется отметить финальную песню Still Alive в исполнении зловещей кибермашины — ее сразу хочется разобрать на рингтоны. А вот, собственно, и песня.

***

Поистине выдающаяся игра, отмеченная при этом печатью качества Valve. Разве что графика вызывает некоторые нарекания. Она, разумеется, симпатична и аккуратна, но на дворе уже 2007 год и хотелось бы видеть нечто более впечатляющее. Впрочем, игра позиционируется скорее как казуальный пазл, а не 3D-шутер, а у целевой аудитории таких продуктов обычно не очень мощные машины.

Однако хочется надеяться, что «портальную пушку» внедрят в Episode 3 и ее можно будет использовать наравне с заслуженно любимой народом гравипушкой не только в решении головоломок, но и в боевых действиях. Энтузиасты с сайта primotechnology.com уже показали, что и в прошлых играх на движке Source (в том числе и в оригинальной Half-Life 2) с портальной пушкой удается творить разнообразные чудеса. Но в старых играх окружение не было «заточено» под такой геймплей, так что счастье будет неполным. А вот если авторы Portal приложат руку к дизайну уровней Episode 3, то вполне может получиться нечто невероятное.

Narbacular Drop

Красивые ноги Portal растут из «независимой» игрушки Narbacular Drop, разработанной небольшой командой креативных молодых лоботрясов с говорящим названием Nuclear Monkey Software. В Narbacular Drop игрок контролирует Принцессу, заточенную Демоном в Лабиринте. Лабиринт живой, его зовут Уолли, и он готов помогать Принцессе, открывая порталы по первому ее требованию.

На скриншотах игра выглядит страшно, однако, по сути, это тот же самый Portal.

Вадим Бобров (оригинал)

30 октября 2007 г.

Закладки

Чтобы добавить эту статью себе в закладки, нажмите на иконку соответствующего сервиса:

Комментарии показываются в порядке добавления, можно посмотреть в обратном порядке.

1#
Duma-Jedia 
8 марта 2010, 19:29:51
Я считаю, что это — ложный путь.

Добавить комментарий

Все поля обязательны к заполнению.